С этим вопросом мы обратились к признанным экспертам в области управления автомобилем – спортсменам, испытателям и инструкторам контраварийной подготовки. Некоторые из ответов приведены ниже. Однако общий вердикт следующий – несмотря на участившиеся теплые и малоснежные зимы, использование шипованной резины все же более предпочтительно даже в городских условиях. А для тех автолюбителей, которым зимой часто приходится выезжать за город, альтернативы шипу просто нет. Александр Салюк-старший
Многократный чемпион Украины и СССР по авторалли
На первый взгляд, в городах, где основные транспортные артерии зимой регулярно чистятся, использование более дорогой шипованной резины может показаться не совсем оправданным. Ведь далеко не все модели шиповки могут похвастаться на асфальте столь же хорошей управляемостью и сопоставимым с фрикционными шинами тормозным путем. Однако стоит свернуть с главных магистралей, и начинаешь понимать ее преимущества. Я сам уже три года зимой езжу только на шипе. Благо сейчас на рынке появился широкий выбор качественных шипованных шин. Раньше ездил на обычной резине, но причина – скорее, отсутствие качественной альтернативы. Хорошая фрикционная зимняя резина появилась в нашей стране раньше, чем хорошая шиповка. Единственное, что хотел бы рекомендовать автолюбителям, выбирающим шипованные колеса, это беречь шипы на участках дорог, где сквозь снег проступает асфальт. Это достаточно просто. Главное - не разгоняться с пробуксовкой и не тормозить резко, чтобы шипы не выскакивали из посадочных мест. Да и вообще, зимой в любом случае нужно менять свой стиль езды на более плавный, со скоростями, куда меньшими, чем летом.
Леонид Шубин
Главный тренер-методист школы профессионального вождения «Корда Профи»
На мой взгляд, эксплуатировать шипованную резину в городе в условиях украинской зимы нецелесообразно. У меня более чем 20-летний стаж езды, и за это время я лишь однажды попал в ситуацию, когда пожалел о том, что у меня фрикционная резина. Причем было это на заднеприводном автомобиле. И то благодаря навыкам я смог безболезненно с ней справиться. Более того, я думаю, что для новичков за рулем шип может стать источником дополнительной опасности. Во-первых, на асфальте и брусчатке шипованная резина обладает гораздо меньшими фрикционными свойставами. Шип попросту скользит как при торможении, так и при разгоне. Кроме того, шип провоцирует новичка, который начинает вести себя на дороге более самоуверенно. А это недопустимо. Во-вторых, шипованная резина увеличивает неподрессоренные массы, и при эксплуатации на асфальте шипы часто вылетают, что ведет к нарушению балансировки колеса. Это может пагубно отразиться на подвеске. Однако при езде за городом, особенно по первому снегу, шип однозначно может быть полезен. Да и при поездках на дальние расстояния лучше переобуться в шиповку, так как никогда не знаешь, на каком участке трассы тебя может поджидать гололед или снежные заносы.
Сергей Скок
Основатель школы контраварийной подготовки «Мастер»
Основное преимущество шипа проявляется на льду. В городах, где дороги регулярно очищаются до асфальта, лед на дороге можно встретить нечасто. Кроме того, мы не раз замеряли разницу в поведении шипованной резины и качественной фрикционной с мягким составом протектора. Она незначительна. Поэтому использование шипованной резины в городе, на мой взгляд, нецелесообразно. Зимой большее значение имеют навыки управления автомобилем, чем то, в какую резину – шипованную или нет – он обут. Хотя я бы порекомендовал возить с собой комплект цепей противоскольжения, если собираетесь в дальнюю дорогу. Они помогут преодолеть неожиданный обледенелый либо заснеженный участок. Но при окончательном выборе резины на зиму нужно все же учитывать, где автомобиль будет преимущественно ездить. Если вы живете за городом, либо ваш дом на пригорке и дорога часто покрывается льдом, либо поездки по городам и весям нашей страны – это насущная необходимость, то стоит все же отдать предпочтение шипованной резине. Ведь за городом снегоуборочная техника – очень редкий гость.
Алексей Мочанов
Водитель-испытатель, автогонщик, журналист
Мой ответ – однозначно шип. Теплые зимы, которые пришли в Украину, таят в себе еще большие угрозы, чем просто холодные и снежные. В северных странах уже давно проверено, что хорошая фрикционная шина отлично ведет себя, когда вокруг снег и температура стабильно ниже -15. У нас ситуация другая. Давайте посмотрим на обычный перекресток зимой. Тысячи машин тормозят перед светофором, их шины разогреваются и расплавляют снежно-ледяную кашу. Стоит машине тронуться с места, как порыв холодного ветра тут же приводит к образованию тонкой ледяной корочки. В результате даже на почищенной снегоуборщиком городской улице в самых опасных местах – на перекрестках – почти всегда есть лед. Шип – оптимальное решение этой проблемы. Стоит ли говорить о движении на трассе, где машины движутся с более высокими скоростями, а температура ниже, чем в городе, и соответственно, риск образования льда еще выше. Да и вообще, самые последние тесты современных фрикционных и шипованных шин показали, что высокотехнологичная дорогая шипованная резина уже превосходит фрикционную даже на асфальте, обеспечивая тормозной путь со скорости 100 км в час с среднем на 4 метра короче.
Многие говорят о том, что им не нравится ездить на шипах в городе, потому что они шумят. Но давайте посмотрим правде в глаза. Дороги посыпают солью, песком и прочими сыпучими материалами. Они тарабанят по днищу куда громче, чем звучит шип. Так что акустический дискомфорт от шипованной резины – это вещь больше надуманная. Еще один аргумент в пользу шипа – это просто экономическая выгода. Мне приходится очень много ездить. На основании свого личного опыта я сделал вывод, что хорошая дорогая шипованная резина выхаживает три сезона, тогда как обычную фрикционную, даже самых именитых брендов, я менял каждую зиму. Она просто стиралась.
Станислав Пеленский
Инструктор контраварийной подготовки ЦКП «Альфа-Щит»
Если какая-то мера позволяет увеличить безопасность езды на автомобиле, ее нужно применять. Если в Швеции в любое время года и суток водители, запустив двигатель, сразу включают ближний свет, чтобы его было лучше видно на дороге, то почему не использовать шипованную резину для езды зимой? Тем более если вы собираетесь в дальнюю поездку. Ведь если в городе вы примерно знаете, чего ожидать на привычном маршруте, то на трассе за каждым поворотом может начаться приключение. А вообще, зима у нас, как всегда, приходит внезапно. Даже в прошлом году в столице, когда вечерком выпало много первого снега, все дороги до утра превратились в отличные скользкие полигоны для отработки навыков контраварийной подготовки. Сколько тогда было аварий? А ведь Киев стоит на холмах… Поэтому я советую – меняйте резину заранее и обязательно используйте шип. Тогда первый снег не станет для вас ежегодным «внезапным» стихийным бедствием.
Сергей Лукьянчук
Директор Центра высшего водительского мастерства «Энергия движения»
Шип актуален за городом. На очищенных от снега асфальтовых городских магистралях шип ухудшает управляемость авто и удлиняет тормозной путь. Однако сейчас очень много зависит от качества шипа и самой шины. Хотя я думаю, что для езды по Киеву шип не нужен. Лучше выбрать качественную фрикционную шину с мягким протектором и большим количеством ламелей. Они и тише, и комфортнее, а сцепные качества на различных покрытиях в условиях зимы в городе у современных фрикционных шин очень высокие.